Чудь

ЧУДСКИЕ НАЛИЧНИКИ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Часть вторая: "КРЫЛЬЯ ПТИЦ"

 

     Какой же смысл зашифрован в орнаментах и тотемах на чудских наличниках под крыльями Филина?

    

     Крыльям Филина, парящего над Медведицей и Уткой-Лебедем, вторит орнамент «крылья птиц», который изображен дважды – на вертикальных составляющих чудского наличника. Узоры, состоящие из знаков «V», «W» и «M», считались у древних людей своеобразным оберегом. Нам удалось обнаружить такой защитный узор среди артефактов древнейшей чудской керамики в ходе исследования коллекции памятника археологии Чуди (Чудского селища), хранящейся в Нижегородском Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике.

    

     Эту керамику историки относят к поздняковской культуре эпохи бронзы  (середина II тысячелетия до Рождества Христова). Этот древнейший орнамент, защищающий пищу, достаток и здоровье древнего человека, встречается и на одежде.

   

     Элементы этого стиля есть на подоле и рукавах костюма женщины, держащей в руке маленького мужчину (такое изображение отсылает нас к периоду матриархата). На грудной части женского костюма – также элемент этого стиля в виде «V.». Причем, точка после «V» – знак принадлежности носительницы костюма к чуди, восходящий к еще более древней керамике эпохи неолита (конец IV – начало III тысячелетия до Рождества Христова). Речь идет об уникальных чудских узорах в виде неглубоких ямок.

   

     Древний человек так украшал свою посуду, вкладывая в этот ритуал магический смысл. Такая «ямка», обнаруженная нами среди артефактов памятника археологии «Чудская стоянка», говорит о многом. И о чудской идентичности. И о месте жизни древнего человека – землянке, буквально изображая её. И о мощнейшем обереге от сглаза, который изображали в виде глаза. Глаз – от сглаза, а точка – это лаконичное выражение глаза, смотрящего и защищающего от бед, напастей и неприятелей. Поэтому на наличниках домов чудских деревень изображали такой «глаз».

   

     Символы «V» и «W» продолжают присутствовать на керамике позднего средневековья Чуди. К примеру, на артефактах «I Чудского местонахождения» селища XIV – XVII веков:

     

    

     Есть они и на одежде XIX века, представленной в каталоге «Чудские древности Рифея».

  

     По смыслу, этот стилизованный мотив, трансформировавшийся в орнамент, символизирует собой КРЫЛЬЯ ПТИЦ, служащих посыльными к высшим духам с просьбой сохранить от порчи и колдовства чужих родов то, на что нанесен этот узор. Поэтому такие узоры наносились не только на посуду, но и на жилище, а иногда и на тело людей в виде татуировки и раскраски, каждый из этих узоров имел свое название – имя животного, родового предка.

     Среди чудских сюжетов преобладают изображения разных видов птиц, как с плавно опущенными, так и поднятыми вверх крыльями. Получается, что галочки в виде «V», «W» и «M» – это крылья птиц. Этнографы считают, что узоры имели определенное смысловое значение как знаки родовых предков-тотемов, и по орнаменту, устойчивому в каждом родовом коллективе, можно было определить принадлежность людей к данному сообществу. Среди особо почитаемых птиц у чуди были лебеди и утки. Они считались не только посыльными  к духам Верхнего мира, но и помогали Шаману проникать в их подводную обитель, чтобы просить о самых сокровенных желаниях. До XX века скульптурными изображениями лебедя и утки украшались жилища, хозяйственные постройки, детали ткацких станков, деревянная утварь и изделия из железа. Фигуру лебедя-утки размещали и на крыше дома.

    

     Птица-лебедь (утка) считалась оберегом, усиливающим контакты с духами Верхнего мира, в том числе в их подводной обители.

     

     Поэтому чудской тотем Утки-лебедя, ответственный за контроль второй стихии – воды, размещается на чудских наличниках под крыльями Филина. Он завершает орнамент «крылья птиц» и пересекается с нижней горизонтальной частью наличника, на которой размещен новый орнамент – «ромбы». Исходным материалом элементов для этого орнамента также стал реальный артефакт археологического памятника, коллекция которого хранится в НГИАМЗе. Это «I Чудское местонахождение», точнее – фрагмент из этой коллекции: лощеная керамика с узорами в виде ромбов.

    

     Ромбы есть и на фотографии наличника из экспедиции по чудским деревням (см. горизонтальную линию на фото старого чудского наличника, опубликованную выше), и на чудской одежде (см. на иллюстрациях выше – ромб между «крыльями птиц»). Встречаются они и на украшениях. Например, на пряжке.

  

     Причем, ромбы сочетаются здесь с «чудскими ямками» в виде кружочков.

     В книге «Чудские древности Рифея» разбирается стилизация орнамента «ромбы». Считается, что таким образом в этот орнамент заложено упрощение изображения человеческой личины Шамана (Шаман = Человек). Исследователи считают, что это лицо Шамана-Человека превратилось в геометрическую фигуру в виде ромба по причине того, что изображения фигуры и лица человека было связано с жертвоприношением.

     Получается, что в ромбах зашифрованы лица чудей, произносящих то или иное заклинание, обращенное к ещё одному чудскому тотему, изображенному под крыльями Филина – Медведице.

     Поклонение Медведице как родоначальнице, родовой богине (тангаре) и покровительнице материнского рода дало лучшие произведения чудского искусства и стало символом чудской идентичности.

    

     Изображения Медведицы встречаются на специальных бляхах, которые пришивались к одежде  как знак принадлежности к чудскому сообществу, а также на шумящих подвесках, пряжках и бляшках поясного набора и рукоятях металлических ложечек. Большинство из них украшено точечным орнаментом «чудской ямки».

   

     Наиболее распространенный сюжет показывает медведя не в агрессивной, а спокойной позе. Исследователи называют ее жертвенной позой – с головой, лежащей между лап, вытянутыми вперед.

    

     Согласно чудской легенде, Медведица уступила свое место Женщине, трансформировавшейся в неё. Эта фигура олицетворяет собой переживание эпохи матриархата, когда шаманство было достоянием женщин. Изображение Медведицы (самки) говорит о том, что в былое время в нее обращалась шаманка. Медведица была ее двойником и вместилищем души. Впоследствии Шаманы мужского рода вытеснили Женщин-Шаманок, но молчаливым признанием того, что мужчина присвоил себе функцию женщины, стало стремление шамана уподобиться ей: чудские шаманы расчесывали волосы на две стороны и заплетали их в косы, как женщины, а при камланье распускали; не ложились, подобно женщинам, на правую сторону конской шкуры; имели право быть наравне с женщинами в первые 3 дня после родов; надевали, в случае отсутствия специально шаманского плаща, девичью одежду; нашивали на передней части своего плаща два железных или медных круга, изображающих женские груди. 

     Тотем утки-лебедя неспроста расположен под Медведицей. Утка-лебедь – помощница Медведицы-шаманки. Она проникает в подводную обитель духов и просит поработать на неё даже те силы, которые заключены в куски металла, т.к. железки и побрякушки, по чудским представлениям, имеют душу. 

     С этими орнаментами на наличниках связана такая чудская традиция: пожелания и просьбы владельца дома, обращенные к высшим силам, выгравировывались на бересте и подкладывались (замуровывались) под наличники так, чтобы их не было видно. Древние чуди считали, что с помощью наличников-оберегов заклинания Шамана долетают до Верхнего мира, а желания домочадцев становятся реальностью.

 

Материал подготовили: Галина Филимонова, Руслан Филатов

 

Компьютерная графика: Михаил Борисов   

 

 

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 13 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте