Чудь

ЧУДСКИЕ НАЛИЧНИКИ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Часть первая. "ФИЛИН"

 

     Вырезать на наличниках различных чудищ – исконно чудская традиция. Так называемый «чудищный» стиль с веками довольно сильно трансформировался. Однако исследователи этого вопроса утверждают, что за изображением странных животных на наличниках стоит финно-угорская традиция. И связана она не только с тотемами, которым поклонялись древние люди, но и с легендами, на которых строились их верования. Некоторые из них дошли до наших дней. Нам удалось не только познакомиться с ними, но и, творчески переосмыслив музейные экспонаты и археологические находки, создать современную версию чудских наличников.

    

     Рассмотрим их поподробнее?

     Начнем с важнейшего чудского тотема – филина, отвечавшего в представлениях древней чуди за контроль над одной из четырех стихий – воздухом.

     В «Энциклопедии» Брокгауза и Ефрона, изданной в 1890 – 1907 годах, есть статья «Чудские древности», которая сопровождается иллюстрациями золотых чудских украшений, хранящихся в Эрмитаже. Среди рисунков – «Филин с изображением лица человека на груди».

   

     Такие фигурки филина (и сов) с человеческим лицом на груди и двумя или тремя головами считаются характерными для чудской культуры. Более того, с ними связана легенда «Умный филин» (в других трактовках – «Умная сова»). Её содержание и раскроет нам смысл этой ключевой чудской фигуры!

     «Сидел однажды Верхний дух Топал-Ойка с женой у окна своего дома. Жена сказала:

- Ты кто такой, Топал-Ойка?

- Как кто такой? Верхний дух.

- А если ты Верхний дух, почему же в таком плохом доме живешь?

- Чем же наш дом плох? – удивился Топал-Ойка. – Мне наш дом нравится.

- У людей точь-в-точь такие дома. Это для Верхнего духа стыдно. Построй новый, просторный, высокий, чтобы все удивлялись, все его хвалили.

- А из чего же я такой дом построю? – спросил Верхний дух Топал-Ойка.

- Хорошо бы из костей, - посоветовала жена.

- Да где же столько костей взять?

- Очень просто, - отвечает жена. – Собери всех зверей, птиц, рыб и убей. Из костей новый дом построишь.

- Что ж, это можно, - говорит Топал-Ойка. – Так и сделаем.

Рыб собирать щуку послал. Зверей – юркого горностая. Птиц созывать велел длинноногому куличку. Немного прошло времени – приплыли рыбы, прибежали звери, прилетели птицы. Вышел Топал-Ойка, пересчитал всех и говорит:

- Звери все тут, рыбы все. А птицы не все – филина не хватает. Ты, куличок, филина видел?

- Нет, не видел, - куличок отвечает.

- Ну, беги, найди его, - говорит Топал-Ойка. – Убивать, так всех сразу.

Побежал длинноногий куличок филина искать. Долго искал, но, наконец, нашел – на самом высоком дереве он сидел.

- Ты что, филин, сидишь? Разве не слышал, тебя Топал-Ойка, Верхний дух звал. Он всех птиц, рыб и зверей собирает.

- А зачем?

- Всех убьет. Из наших костей новый дом построит. Старый дом жене Топал-Ойки не нравится.

- Ах, вон оно что! – говорит филин. – Ну тогда ты иди, я потом прилечу. В таком деле торопиться незачем. Я должен немного подумать. И за себя, и за вас мне ведь думать приходится, раз вы сами за себя не умеете. Беги вперед да скажи, пусть жена Топал-Ойки окно в доме растворит, я следом за тобой полечу.

Прибежал куличок.

- Филин за мной летит. А вы окно в доме распахните – так он сказал.

Распахнули окно. Тут и филин явился, как и обещал. Сел на окно, хвостом внутрь дома, клювом – наружу.

- Что-то ты филин опаздываешь? Где пропадал? – спрашивает Топал-Ойка.

Филин молчит.

- Что ты молчишь? – сердится Верхний дух.

- Я думаю, - отвечает филин.

- О чем же? – спрашивает Топал-Ойка.

- А вот думаю: чего на земле больше – сухих деревьев или зеленых?

- Глупо ты думаешь, - говорит Топал-Ойка. – Зеленых деревьев на земле больше.

- Хэ! – говорит филин. – Так только кажется. А я считаю: если у дерева сердцевина высохла, оно всё равно скоро засохнет, хоть еще и зеленое.

- Это ты правильно говоришь, это ты умно думаешь, - сказал Топал-Ойка. – Уж раз начало дерево сохнуть – высохнет, ничего не поделаешь!

- И еще я думаю, - говорит филин, - если взять всех птиц, рыб, зверей, кого среди них больше: живых или мертвых?

- Ясное дело – живых, - отвечает Топал-Ойка, - зачем и спрашивать?

- Вот и нет, - говорит филин. – Ты собрал нас тут, чтобы убить, себе новый дом построить. Мы уж всё равно, что мертвые. Скоро совсем живых не будет.

- Так и есть, - закричал Топал-Ойка. – Как же я раньше не догадался!

Филин опять молчит. И все молчат. Наконец Топал-Ойка не вытерпел:

- О чем же ты теперь думаешь?

- Думаю, как по-твоему: кого на свете больше – мужчин или женщин?

- Тут и думать не надо, - засмеялся Топал-Ойка. – Мужчин больше. Что, не правда, скажешь?

Филин покачал головой:

- Это как считать! Рассуди сам: если мужчина чужим умом живет, можно назвать его мужчиной?

- Не мужчина такой человек, - сказал Верхний дух.

- А ведь это ты о себе говоришь, Топал-Ойка, - сказал филин. – Не мужчина ты!

- Как это не мужчина?! – закричал Верхний дух.

- А вот так! Когда зверей, птиц, рыб создавал, никого не спрашивал. Тогда мужчиной был. Теперь глупую свою жену послушался. Ей на прихоть хочешь нас всех погубить. Меня-то не убьешь, я нарочно так сел – хвост назад, клюв вперед. Взмахну крыльями и улечу. Всем, кого не встречу, кричать буду: не мужчина Топал-Ойка, умом глупой женщины живет, не своим!

Стыдно стало Топал-Ойке.

- Подожди, не улетай! – сказал он филину. – А вы, рыбы, птицы, звери, идите, откуда пришли. Не стану вас убивать. Мне и в старом доме хорошо. А жена как хочет.

Обрадовались все. Рыбы уплыли, птицы улетели, звери убежали. А филин сидит, глазами светит.

- Ну что скажешь, филин? – спрашивает Топал-Ойка. – Теперь не будешь про меня говорить, что я не мужчина?

- Теперь, пожалуй, не буду, - сказал он.

Верхний дух Топал-Ойка очень обрадовался».

     Согласно этой легенде, значение фигуры филина – право длить жизнь тех, кого он защищает (поэтому на груди чудских филинов – человеческие лица).

     Этим мистическим качеством объясняется присутствие филина с человеческим лицом на груди на шаманских посохах и антропоморфных идолах, как на рисунке из каталога археологических находок «Чудские древности Рифея».

    

     Образ человекоптицы, а также птиц (филина) с человеческим лицом на груди и двумя или тремя головами встречаются как на древних чудских наскальных росписях. Но в современной трактовке мы решили изобразить филина в полёте.

    

     Крылья филина, как и крылья птиц вообще также наделялись у чудей особым смыслом, который дал человечеству орнамент, защищающий, по верованиям древнего человека пищу, достаток и здоровье. Об орнаменте «Крылья птиц», ставшем составляющим чудского наличника мы подробно расскажем во второй части этого материала.

 

Материал подготовили: Галина Филимонова, Руслан Филатов

 

Компьютерная графика: Михаил Борисов   

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте