Древнейшая Чудская стоянка
Может ли современный человек узнать о том, что представляла собой «древнерусская» культура в древнейшие времена? Была ли вообще тогда культура, а, может быть, их было несколько? В поисках ответов на эти вопросы мы и решили обратиться к памятнику археологии, который известен довольно узкому кругу специалистов под название «Чудская стоянка» и датируется II тысячелетия до Рождества Христова. Чтобы увидеть древнейшие чудские артефакты, мало знать, где именно в окрестностях Чуди находится этот памятник. Дело в том, что учёные, открывшие его в 1959 году, передали находки на хранение в фонд «Археология» Государственного историко-архитектурного музея-заповедника в городе Горьком (теперь – Нижний Новгород). Именно там в те годы работала Е.А.Безухова-Халикова, под руководством которой в Чуди была проведена разведка Вторым отрядом Горьковской археологической экспедиции. Сейчас материалы этой экспедиции находятся в специальном хранилище в Городце. По нашей просьбе их специально привезли на некоторое время в Нижний Новгород. Оказывается, до этого момента никто никогда не фотографировал эти артефакты, даже археологи в 1959 году сделали только их опись! И нам повезло сделать это первыми!
Эти кремневые сколы (2 штуки, по бокам) и скребок на отщепе кремня с частью желвачной корки (в центре) – так называемые «орудия древнего человека» – нагляднее всего говорят о том беззащитном периоде в истории человечества, когда люди опасались крупных водных артерий (таких как Ока и Волга) и селились у небольших рек. Стоянка древнего человека в Чуди тоже находилась не у Оки, а у небольшой речки Кутры. Именно там её открыли учёные, найдя в полутора километрах к северо-востоку от села Чудь 13 аутентичных артефактов. Самыми ценными из них считают фрагменты стенок пористой лепной керамики без орнаментации с растительной примесью в тесте.
Ведь именно по керамике можно определить, какая в древней Чуди была культура. Сама Безухова-Халикова, открывшая этот памятник археологии, очень осторожно высказывалась о датировке стоянки и ее культурной принадлежности. В качестве предположения она отнесла его к эпохе бронзы. Однако в подъемном материале оказались мелкие фрагменты стенок лепного сосуда с ямочной орнаментацией, с примесью шамота и песка в глиняном тесте. Такая глубокая коническая ямка говорила о более древней датировке чудской стоянки.
В 1978 году они были изучены московским ученым Л.В.Кольцовым, посетившим Чудь в ходе специальной экспедиции. Материалы Безуховой он отнес к чирковско-сейминской культуре конца II – начала I тысячелетия до Рождества Христова. Сложение этой культуры археологи предположительно рассматривают как результат взаимодействия и скрещивания местного древнефинского населения и пришлых представителей балановской культуры в пределах второй половины II тысячелетия до нашей эры. Интересно, что в хрестоматийном справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области», вышедшем в Волго-Вятском книжном издательстве в 1980 году, автор раздела «Археология» В.Ф.Черников определяет более раннюю принадлежность этой коллекции, отнеся ее к волосовской культуре (начало II тысячелетия до Рождества Христова). Происхождение волосовских племен археологи связывают с Прикамьем и Приуральем, а их деятельность с охотой и рыболовством, мотыжным земледелием и скотоводством. Важно отметить, что эта культура получила свое название по стоянке, раскопанной в XIX веке недалеко от Чуди – у деревни Волосово Навашинского района. Еще в 1875 году жители этой деревни обнаружили диковинные камешки – острые, напоминающие узкий древесный листок и кем-то старательно обработанные. Архивные документы говорят о том, что молодая крестьянка Андреянова набрала пудовый мешок таких камней и решила продать их в Муроме. Слух о необычном товаре сразу же дошел до полиции, и женщину арестовали. Однако ей удалось избежать наказания: в дело вмешалась графиня Прасковья Cергеевна Уварова (1840 – 1924) – владелица земель в Муромском уезде и жена председателя Московского Археологического общества Алексея Сергеевича Уварова (1825 – 1884), оперативно организовавшего в этих краях профессиональные раскопки. Вот так и началась история Волосовской стоянки – знаменитого памятника развитого неолита, давшего название «волосовской культуре»! Волосовская культура, к которой, по мнению Черникова, принадлежит и Чудская стоянка, сложилась в конце IV – начале III тысячелетия до нашей эры на основе взаимодействия ранненеолитических культур – верхневолжской и балахнинской. Главная характеристика волосовской культуры – древняя ямочно-зубчатая (ямочно-гребенчатая) керамика, которая транслируется со времен раннего неолита от балахнинских племен. Именно к ней и относится один из ключевых артефактов чудской стоянки с глубокой конической ямкой.
О чем думал древний человек, украшавший свою посуду узорами из таких ямок? Может быть, так он хотел рассказать о местности, на которой проживало его племя? Ведь в эпоху неолита люди жили в землянках – своеобразных круглых больших «ямах» (до 10 метров диаметром). Глубина такой землянки достигала двух метров. В жилище вел длинный коридорообразный вход, кое-где прослеживались земляные нары вдоль стен.
А, может быть, древний человек думал о красоте? И поэтому выдавливал заостренными палочками на стенках сосудов чудские ямки, чтобы с обратной стороны получились своеобразные жемчужины? Может быть, именно так можно было передать последующим поколениям свою культуру и идентичность? Современные археологи положительно отвечают на эти вопросы. Ведь именно по керамике и по технологическим приемам её украшения и можно определить ту или иную группу населения (тогда этноса еще не было), которая жила на определенной территории, имела свое хозяйство и особые обряды. Все это называется археологической культурой, которую каждое племенное объединение учитывало в своей системе орнаментации керамики, считая, что нанося на поверхность такую ямку оно создает мощный символ защиты: охраняет пищу от порчи и оберегает от сглаза (ямка = глаз). Причем, узоры, говорящие о принадлежности людей к данному сообществу, были не только на посуде древнего человека. Их наносили на жилище и даже на тела людей в виде татуировок, где ямка изображалась уже в виде плоского кружочка. Если присмотреться, то и сегодня можно увидеть ямки-обереги на старых домах: на карнизных и лобовых досках и наличниках, а кружочки даже на православных чудских иконах, чудом дошедших до наших дней.
Галина Филимонова, Руслан Филатов Фото Галины Филимоновой
|
Нет изображений
Узнай, кто в окне?
Сейчас на сайте:
Сейчас 14 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
|