Чудь
Загадки и тайны чудских храмов
Собирая сведения о чудских храмах, мы столкнулись с массой противоречивой информации. Решив её проверить, мы попросили кандидата исторических наук Андрея Ершова помочь нам разобраться с архивными документами по этой теме и ответить на наши вопросы.
Руслан Филатов: Из разных источников можно получить сведения, что в Чуди были три культовых объекта:
1. Деревянная церковь, построенная в конце 1670-х годов и простоявшая 70 лет.
2. Каменный храм, возведенный в 1750 году и просуществовавший до 1908 года.
3. Дошедшая до наших дней церковь, возведенная из кирпича с 1908 по 1912 годы.
Подтверждают ли эти сведения архивные материалы?
Андрей Ершов: Лишь частично. Начнем с того, что архивы и старинные книги говорят о том, в Чуди в разное время было несколько храмов. В Окладных книгах 1676 года в селе значится деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Судя по этому документу, село Чудь было многопоместным: в приходе Чудского храма числилось 5 помещичьих дворов. Это значит, что причиной строительства новой церкви могла быть не утрата или ветхость старого храма, а желание того или иного помещика возвести свой собственный объект культа. Судя по документам, в 1750 году стал «дворцовой канцелярии комиссар» Роман Стефанович Каменский. В 1750 году он построил в селе новую церковь. Престол в храме был один. И тоже во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Галина Филимонова: Как правило, храмы с престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы возводились после смерти близких заказчику людей с целью их захоронения прямо в фундаменте новой церкви. Было ли время у Каменского при таких обстоятельствах возвести каменный храм?
Андрей Ершов: Храм Каменского был тоже деревянным. Это известно из «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии» Добронравова, изданного в конце XIX века.
Другое дело, что в 1886 году его обшили тесом, а внутри он был оштукатурен. Может быть, поэтому жителям села он и запомнился как каменный.
Руслан Филатов: Этот храм просуществовал до 1908 года? Подтверждают ли эту дату архивные документы?
Андрей Ершов: Он просуществовал на 16 лет дольше! Официальные документы говорят о том, что деревянная церковь в Чуди была «снесена» бурей 1 мая 1924 года. Скорее всего, она была только повреждена, т.к. в июне 3 июня её обследовали сотрудники Муромского музея – археолог Селезнев и художник Куликов, а также председатель сельсовета села Чуди Долгов.
Ими и был составлен этот акт осмотра деревянного храма села Чуди, который гласил: «Храм построен в 1752 году. Древностей не оказалось, кроме 2 железных крестов (наглавных), иконы Казанской XVIII века и плащаницы. Комиссией древности сданы чудскому церковному совету, а развалина храма сельсовету под охрану до особого распоряжения». Музей направлял запрос о дальнейшей судьбе храма в Главнауку, но ответа не получил.
Руслан Филатов: Можно ли по архивным материалам установить, что предприняли жители Чуди по этому вопросу?
Андрей Ершов: Из архивных документов известно, что 24 августа 1924 года было проведено общее собрание жителей села, на котором решили разобрать церковь на дрова для местной школы. Протокол этого собрания Чудский сельсовет выслал в Монаковский волисполком, а на следующий день его утвердили и выслали в Муромский уездный исполком. В архиве есть постановление Муромского УИКа: «Принимая во внимание, что церковь при с. Чуди развалилась и
растаскивается, и основываясь на постановлении общества и заключении Завмузея – постановить возбудить ходатайство перед Президиумом Губисполкома о разрешении произвести сломку означенной церкви, для употребления таковой на отопление школы села Чуди».
Известно также, что 20 сентября 1924 года Владимирский губисполком заслушивал по этому поводу постановление Муромского УИКа и заключение Губкомиссии по реализации госфондов. Ходатайство Муромского УИКа было удовлетворено, и в селе осталась только каменная церковь.
Галина Филимонова: А что про неё говорят документы тех лет?
Андрей Ершов: Судя по описи, которую проводили 11 октября 1927 года, каменный храм был трёхпрестольным. С колокольней, на которой висело 7 колоколов (1 – 205 пудов, 1 – 110 пудов, 1 – 33 пуда и 4 малых колокола). Среди указанного имущества обращают на себя внимание 2 позолоченные и 2 посеребренные дарохранительницы, 3 серебряных сосуда, 2 серебряных креста, 1 серебряный ковш и 1 Евангелие, окованное серебром.
Руслан Филатов: Удивительно, ведь в 1922 году все более-менее значимые церковные ценности повально изымались в пользу голодающих Поволжья. Почему же не тронули чудской храм, особенно предметы из серебра?
Андрей Ершов: Это, правда, удивительно! Либо верующим удалось выкупить некоторые предметы (такая практика иногда наблюдалась), либо члены комиссии были довольно лояльны и согласились с аргументами верующих, что данные предметы являются незаменимыми (такое тоже редко, но встречалось).
Галина Филимонова: Много ли в те годы было здесь верующих?
Андрей Ершов: Сейчас мы можем об этом судить по официальным данным, которые приводят такое число прихожан Успенской церкви в Чуди в 1928 – 1929 годы: 314 человек.
Правда, в члены общины не включались несовершеннолетние и представители дореволюционных эксплуататорских классов.
Руслан Филатов: То это примерно раза в два меньше, чем до революции?
Андрей Ершов: Сложный вопрос. Действительно, в конце XIX века приводятся другие цифры: 370 мужчин и 411 женщин. Но сейчас практически невозможно установить, все ли верующие были записаны в состав общины. Очень часто там только главы семейств фигурируют. Это понимаешь, когда непосредственно со списками работаешь и видишь, что, например, отсутствуют женские фамилии. В документе по Чуди список вообще не приводится, а указывается лишь общее число верующих. Сколько их было на самом деле, одному Богу известно!
Руслан Филатов: Точно сказано!
Галина Филимонова: Говоря о периоде гонения на церковь, местные жители рассказывают, что храм был закрыт в 1930-е годы, а в 1936-37 годах, чтобы покрыть школьную крышу, с церкви сняли кровлю с разрешения председателя Монаковского сельсовета Дмитрия Сергеевича Липова. Подтверждают ли это официальные данные того времени?
Андрей Ершов: В 30-е годы ХХ века службы в храме ещё велись. По крайней мере, есть сведения, что 25 июля 1933 года Муромский епископ Николай назначил в село Чудь нового священника Николая Порфирьевича Смирнова. А 5 февраля 1935 года «согласно желания и выбора верующих» сюда на службу были отправлены священник Иван Владимирович Иванов и псаломщик Владимир Иванович Алексинский. Это назначение было подписано архиепископом Муромским Амвросием (Смирновым). До 1937 года церковь в Чуди была действующей, за что священнослужители были наказаны советской властью. Они были арестованы 19 ноября 1937 года: священника Иванова через месяц расстреляли, а псаломщика Алексинского приговорили к 10 годам ИТЛ.
Руслан Филатов: И после этого храм был закрыт?
Андрей Ершов: Непосредственно после ареста священника в 1937 году верующие какое-то время продолжали уплачивать все полагающиеся за храм платежи. Видимо, они надеялись на скорое возобновление церковной жизни. Однако постепенно люди потеряли надежду, им надоедало платить за храм, которым они фактически не пользовались (иногда им приходилось еще и платить за выполнение треб какому-либо случайно не арестованному священнику на другом конце района, к которому они были вынуждены обращаться). Из-за выхода отдельных членов из общины верующих суммы платежей приходилось делить на все меньшее число. Но это становилось делать все труднее, налоги оплачивались уже не в полном объеме, появлялись пени. Когда последние верующие осознавали, что накопленную сумму им не оплатить, они отдавали ключи в сельсовет либо в райсовет, что являлось фактом расторжения договора.
Руслан Филатов: Когда же сдали ключи от чудского храма?
Андрей Ершов: В деле о закрытии церкви в Чуди фигурирует конкретная дата – 17 сентября 1940 года. В этот день члены церковного совета А.И.Кузьмина, Кувшинова и Лашонкова принесли ключи от храма в Муромский райсовет, заявив, что они больше не будут содержать церковь и платить за неё налог. По распоряжению исполкома Муромского райсовета, 19 октября 1940 года на воротах храма появилось объявление, в котором говорилось, что верующие, желающие заключить договор на пользование храмом, могут обращаться в райсовет. Однако никто не взял на себя такую ответственность, и 14 апреля 1941 года Исполкомом Горьковского Областного Совета депутатов трудящихся было подписано Решение № 570: «Церковь в селении Чудь закрыть на слом с использованием материала на строительство районного дома отдыха и пионерских лагерей».
За несколько дней до этого - 2 апреля 1941 года - выходит Решение № 185 Исполкома Муромского районного совета депутатов трудящихся «О закрытии церкви в селении Чудь, Монаковского Исполкома сельского совета Муромского района». Однако содержание этого документа противоречит известным нам фактам. В нём говорится: «Учитывая, что церковь в с. Чудь является приходом по обслуживанию одного селения и с 1934 года не производит совершения религиозных обрядов ввиду несостоятельности общины верующих, одновременно церковь требует капитального ремонта, церковный инвентарь находится в ветхом состоянии, т.к. церковь построена в 1778 году, т.е. 162 года тому назад».
Эти сведения вызывают сомнения сразу по нескольким причинам. Во-первых, документально установлено, что в 1935 году в Чудь был направлен новый священник Иванов. Во-вторых, маловероятно, что власти стали бы терпеть действующий храм на протяжении трёх лет (с 1934 года и до ареста и расстрела священника в 1937 году) при наличии такого повода для закрытия, как аварийность здания. В-третьих, не понятно, откуда взялась такая датировка объекта – 1778 год.
Галина Филимонова: Так, может быть, всё-таки кроме деревянной в Чуди была и каменная церковь, о которой вспоминают люди?
Андрей Ершов: Тогда её бы обязательно упомянул Добронравов в «Историко-статистических описаниях церквей и приходов Владимирской епархии». Но он пишет про деревянную, а на фото, вклеенное в архивное дело о закрытии храма в Чуди, церковь – каменная.
Галина Филимонова: Дело в том, что такая же фотография вклеена и в другое дело – «О закрытии храма церкви «Монастырёк» под культурные цели (жители Ефаново, Ефремово, Кондраково и Родиониха)»!
Руслан Филатов: Это недалеко от Чуди – пристань Монастырёк находится в посёлке речников Судострой. На фотографии запечатлен очень похожий ландшафт. Правда, сейчас храма там никакого нет, его-то, наверное, и снесли.
Галина Филимонова: Это бывшая территория Упразднённой Троице-Перемиловой пустыни, где с незапамятных времен была церковь, дошедшая от древнего монастыря. Он-то к 1941 году действительно сильно обветшал, и муромские специалисты рекомендовали его полностью разобрать, а полученный при разборке материал использовать на новых стройках. Может быть, жители Чуди, зная об этом, решили схитрить и спасти от разрушения свой храм, построенный в начале XX века?
Андрей Ершов: Если чудской храм дошёл до наших дней, то, конечно, возможно, так и было. В любом случае, в архивное дело о закрытии церкви в Чуди закралась неточность. А вопрос о том, случайно или намеренно это произошло, скорее всего, останется открытым.
В настоящей публикации использованы фотографии Руслана Филатова, а также материалы Государственного архива Владимирской области, Центрального архива Нижегородской области Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области.