Чудь

Чудские Тотемы. 

    С давних времен люди уважали и боялись всевышних сил.  В основе этого страха в первую очередь были непонимания, как устроен окружающий мир. Еще больше влияли на людей традиции и культура жития, которые передавались между людьми в обрядах, ритуалах, преданиях, символах, сказаниях, танцах как программы поведения. Именно поэтому люди искали решения, как договориться с всевышними силами, как не вызывать их гнев или что может помочь в общении с ними. Эти задачи решали тотэмы, которые являлись Оберегами и Усилители силы. 
 Большинство древних жителей в общении с высшеми силами прибегали к услугам посредников. Таких людей обычно называли в древности Шаманами.  Они же и были главными носителями в том числе  Чудской культуры и Чудских традиций и отвечали за коллективную связь с духами.
  Шаманы хранили и рассказывали легенды, перевоплощались в того или иного зверя для проведения Чудских обрядов, обеспечивали связь между Высшими и Низшими мирами с человеком для выполнения его желаний.
  Изучение роли Шамана на основе дошедших до наших дней изображений и археологических артефактов учёные Российской Империи начали ещё до революции и не случайно.

     

     Из знаменитой книги В.А.Оборина и Г.Н.Чагина «Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль» следует, что Шаман присутствует и в современном мире, его роль важна и сейчас.  Вы можете подумать, что это все наивные верования и заблуждения необразованных древних людей? Посмотрите на эти прекрасные изделия! Не может темный народ делать такую красоту и изящество.

 Взгляните повнимательнее вокруг - кругом вещают Современные Шаманы, опять беря на себя роль посредника между всевышними силами и людьми. Опять вы, как древние люди, верите их стукам в бубны и произносимым заклинаниям почти беспрекословно, следуя их уговорам...
  
  Именно Шаман, а точнее – его лицо зашифровано в популярном орнаменте в виде ромбов, который человечество до сих использует и в одежде, и в интерьере (от изображений на обоях до вышивки на скатертях), и, конечно же, на наличниках деревянных домов. Обратите внимание, что ромбы – самый распространенный элемент разнообразных узоров, они буквально – повсюду!

     

     Учёные считают, что лицо Шамана специально не прорисовывалось детально, а изображалось упрощенно в виде геометрической фигуры «ромб». Дело в том, что более качественной прорисовки фигуры и лица человека просто-напросто боялись, т.к. для древнего человека такое изображение говорило не о качестве работы художника, а о жертвоприношении: нарисованный узнаваемым должен был быть принесен в жертву!
 Для примера посмотрите, как изменились барельефы и памятники Ленину в позднюю эпоху Социализма - он стал на них не собой, а символом Шамана с мускулистым лицом, высоким лбом и жестким взглядом ... Видимо эта трансформация кому то была на руку , мало того шла естественным путем  - время делает свое дело так же, как и с Чудскими тотемами и символами. 

     Да сам Шаман во время обрядов должен был обязательно перевоплотиться, например, в Медведицу, используя её шкуру.

    

     Чудь поклонялась не медведю, а Медведице как родоначальнице, родовой богине (тангаре) и покровительнице материнского рода. Чудская легенда гласит, что со временем Медведица уступила свое место Женщине: Медведица превратилась в неё. Изображение Медведицы (самки) говорит о том, что в былое время в нее обращалась шаманка. Медведица была ее двойником и вместилищем души.
 Кстати тема матриархата в России до конца не изучена. Может именно от этих традиций Чудских племен все и начиналось?

Впоследствии Шаманы мужского рода вытеснили Женщин-Шаманок, и Шаман-Мужчина стремился уподобиться женщине, чтобы получить её силу.   Напомним, что чудские шаманы расчесывали волосы на две стороны и заплетали их в косы, как женщины, а при камланье распускали; не ложились, подобно женщинам, на правую сторону конской шкуры; имели право быть наравне с женщинами в первые 3 дня после родов; надевали, в случае отсутствия специально шаманского плаща, девичью одежду; нашивали на передней части своего плаща два железных или медных круга, изображающих женские груди. 

     Для убедительности Шаман использовал посох, на котором был изображен важнейший чудской тотем – Филин с изображением лица человека на груди.

   

     Такие фигурки филина с человеческим лицом на его груди на посохе Шамана символизируют умершего Шамана, который покровительствует «носителю плаща», то есть ныне живущему Шаману.

         

     Ещё один тотемный костюм Шамана связан другим его перевоплощением, в котором задействованы две Богини-Полулосихи и Утки-Лебеди.

    

     Утки и Лебеди особо почитались чудью. Они считались не только посыльными  к духам Верхнего мира, но и помогали Шаману проникать в их подводную обитель, чтобы просить о самых сокровенных желаниях. Считалось, что Утка-Лебедь способна проникнуть в подводную обитель духов и попросить поработать на неё даже те силы, которые заключены в металле (по чудским верованиям, железки и побрякушки имеют душу).

     Что же касается двух Богинь-Полулосих, то их академик Б.А.Рыбаков называет «роженицами», которые производят «на свет всех зверей и рыб» (потому-то Шаману так важно перевоплотиться в них). Вот как описывает Рыбаков искусство древнего человека:

   

     Древнее чудское искусство в этом тексте напрямую связано с «пермским звериным стилем». При чем же здесь Пермь? Дело в том, что в окрестностях Перми есть легендарная Чудская гора, под которой, по преданию, «закопался некогда живший здесь народ чудь». Может ли это быть связано с поселением Чудей и провалами в земле на Оке? Что же заставило чудь закопаться в гору? Можно ли сегодня увидеть чудские тотемы? И где они хранятся? Ответы на эти вопросы ещё ждут своих исследователей не только в Чуди, но и далеко за её пределами.

 filfilm

Иллюстрации Михаила Борисова

     

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте